Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the media-library-organizer domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/psychoty/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/psychoty/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the disputo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/psychoty/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
RE: ПЕРЕПИСКА С БОРИСОМ ФИНОГЕНОВЫМ — Типология Афанасьева

RE: ПЕРЕПИСКА С БОРИСОМ ФИНОГЕНОВЫМ

    Martha
    Admin
    none
      18.7.2018
      Здравствуйте, Рахель!
      Что ж, всё может быть, и, в любом случае, Ваши советы вполне дельные независимо от положения буковок в моём психотипе, так что благодарю Вас за них
      Про Маслоу я вкратце написал свои соображения в одном из предыдущих писем, но они нуждаются подкреплением цитатами. На какое-то время я взял для себя тайм-аут, чтобы отдохнуть от дискуссии (поэтому так долго и не отвечал), но в обозримом будущем готов ещё раз просмотреть книгу, которую за это время уже прочитал целиком, и выделить в ней места, наведшие меня на подозрение, что автор, скорее, сам был «августин», хотя среди тех людей, которые предоставили ему исходные данные, наверняка были в ощутимом количестве «борджиа». В результате выводы Маслоу испытали влияние психотипов как самого автора так и, видимо, действительно преобладающего психотипа среди тех, кого он исследовал.
      С уважением,
      Борис

      26.7.2018
      Здравствуйте, Рахель!
      Во-первых, отвечаю на Ваш вопрос из предыдущего письма, на который сразу забыл ответить: «Вы ведь молодой человек?». Да, мне 33 года, через месяц с небольшим исполнится 34.
      Во-вторых, насчёт Маслоу я, как и говорил, не могу быть уверенным в правоте своих предположений. Даже попытался найти его биографию, но, похоже, на русский ни одна из них не переводилась. В результате отыскал лишь краткие биографические справки. Вот самое существенное, что удалось в них найти:

      «Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.»
      (Источник: https://www.syl.ru/article….ihologa)

      Из этого отрывка ясно, что первое и третье место у него, скорее всего, занимали Физика и Логика, но это, как раз, справедливо для обоих вариантов его психотипа.
      Если предположить, что на его представления о пирамиде потребностей повлиял его собственный психотип и обратиться к его книге «Психология бытия» (все приводимые ниже цитаты Маслоу взяты оттуда), то вот, например, что он пишет:

      «Но мы также знаем, что любопытство и стремление к знаниям являются потребностями «более возвышенными», по сравнению с потребностью в безопасности, то есть потребность чувствовать себя уверенно и спокойно значительно сильнее любопытства. Это явно проявляется у детенышей обезьян и у детей. Маленький ребенок, оказавшись в незнакомом окружении, характерным образом норовит вцепиться в мать, и только потом, мало-помалу, решается спуститься с ее колен, чтобы изучить окружающие его вещи. Если мать исчезает и ребенок пугается, то любопытство исчезает до тех пор, пока не восстанавливается чувство безопасности.»

      С одной стороны, всё вроде бы ясно: Физика занимает более значимое положение, чем Логика, поэтому только тогда, когда в области Физики всё ОК, человек начинает проявлять любопытство:

      «Свободная от страхов личность может быть более решительной и отважной и, стало быть, может заниматься исследованиями и теоретизированием ради знания самого по себе.»

      С другой стороны, проблемы по третьей Функции, как мне кажется, вполне способны отвлечь первого Логика от познания мира как самоцели (если только он вообще им занимается, а не удовлетворился на каком-то этапе уже достигнутым результатом и не утратил всяческое любопытство) и заставить его использовать своё мышление (и, в первую очередь, его, т.е. именно в нём он субъективно ощущает свою главную силу!) для решения проблемы третьей Функции. Обратная ситуация – привлечение третьей, субъективно ощущаемой как ненадёжная, функции для решения проблем с первой – представляется мне куда менее вероятной.
      Между тем, Маслоу пишет:

      «Взрослое человеческое существо гораздо лучше умеет скрывать свои страхи и тревоги. Если они не переполняют его, человек вполне способен подавить их, не признаваясь даже самому себе в их существовании. Зачастую он не «знает», что боится.
      Есть много способов справиться с такого рода тревогой и некоторые из них — собственно когнитивные. Для такой личности все незнакомое, неясное, таинственное, скрытое, неожиданное может представлять собой угрозу. Единственный способ сделать его знакомым, предсказуемым, управляемым, контролируемым, то есть не внушающим страха и безвредным заключается в том, чтобы познать и понять их. Стало быть, познание может иметь не только развивающую функцию, но и функцию снятия тревоги, защитную функцию гомеостазиса. Внешнее поведение может быть очень похожим, но мотивация может быть совершенно другой. Значит, и субъективные последствия являются совершенно другими. С одной стороны, мы имеем вздох облегчения и ощущение разрядки напряжения, скажем, у обеспокоенного хозяина большого дома, когда он среди ночи с ружьем в руке спускается по лестнице навстречу таинственным и пугающим звукам, и ничего не находит. Это совершенно не похоже на просветление и восторг, даже экстаз, молодого исследователя, который глядит в микроскоп и впервые в жизни видит структуру почки во всех подробностях либо неожиданно постигает структуру симфонии, смысл сложного стихотворения или политической теории. В этом случае человек чувствует себя более значительным, более умным, более сильным, более полноценным, более способным, более удачливым, более внимательным.»

      Т.е., если продолжать придерживаться гипотезы о том, что автор спроецировал на человечество свои особенности, то из этого отрывка видно, что, испытывая опасность по Физике, он ничтоже сумняшеся доверяется своему мышлению, т.е. полагается на Логику. Как я уже говорил, мне кажется это довольно странным, если Логика была у него третья.
      Самое забавное, что, пока писал это письмо и размышлял над неувязками обеих версий, мне пришла в голову третья, которая, пожалуй, выглядит довольно-таки многообещающей. Ниже постараюсь аргументировано изложить её.
      И сам я в результате размышлений над психософией, и авторы с сайта «24 типа», и Игорь пришли к единому мнению, что основные ценности человека связаны с 1-й и 3-й функциями. В формулировке Игоря это, цитирую: «уровень значимости (насколько данный аспект и все, что с ним связано, важно для человека)». В моей – потребности, стоящие на верхних или нижних ступеньках личной иерархии. Под рукой нет нужной информации с сайта «24 типа» и, если честно, лень искать иллюстративные цитаты оттуда, поэтому ограничусь голословной констатацией, что, насколько я понял, деление функций на «доминантные» (1, 3) и подстраивающиеся» (2, 4) наполнено у них аналогичным смыслом, правда, выраженным в менее определённой форме.
      Что это означает применительно к пирамиде потребностей Маслоу, если рассматривать её как выражение, прежде всего, его собственной иерархии потребностей? То, что потребности по третьей функции должны занимать в ней вовсе не третье место, а одно из первых двух! А там у него (цитирую по биографической статье, из которой выше приводил отрывок, т.к. единственная прочитанная мной книга Маслоу посвящена не иерархии потребностей, т.е. там о ней тоже есть, но исключительно «к слову», без приведения полной картины):

      «Жизнеобеспечение – потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
      Безопасность – уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
      Социальные контакты – необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
      Признание – потребность в уважении со стороны окружающих.
      Самоактуализация – желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.»

      Первые две «ступеньки» – обе по Физике. А вот третья – по Эмоции!
      Не встаёт ли всё на свои места? «Базисное» место первой функции занимает всё-таки Физика, возникновение проблем по которой отодвигает в сторону всё остальное. При этом Логика привлекается к решению этих и других проблем в первую очередь (у Маслоу не стоит вопрос: думать или не думать, он лишь рассматривает два «стиля» познания в зависимости от характера решаемой задачи: преодоление «дефицит» или развитие), т.е., по-видимому, она НЕ является областью страхов, а, как раз, наоборот, по умолчанию рассматривается как один из основных рабочих инструментов. Эмоция, соответственно, третья, Воля – четвёртая. В пользу последней даже приведу цитату: