› Форумы › ВОПРОСЫ ПСИХОСОФИИ › Персонажи › 4 ТЕМПЕРАМЕНТА ГИППОКРАТА, 4 ТИПА КРЕЧМЕРА
- В этой теме 48 ответов, 5 участников, последнее обновление 1 год, 3 месяца назад сделано Martha.
- Post
-
- 12.06.2023 в 14:18
А.Ю. Афанасьев в «Синтаксисе любви» написал: «Примета всякой надежной универсальной концепции – не отрицание, а включение предшествующих систем: физика Ньютона вошла составной частью в физику Эйнштейна, то же произошло с геометрией Эвклида после появления геометрии Лобачевского и т.д. Фактически и теория темпераментов представляет собой составную часть психософии.
Дело в том, что четыре темперамента – это четыре основных комбинации Физики и Эмоции» (и далее он перечисляет эти комбинации).Мы полностью согласны с первым тезисом, но считаем необходимым исправить последний.
Гиппократ не знал всей системы Афанасьева, и названные им четыре темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик) – это не комбинации Физики и Эмоции, а просто четыре варианта Эмоции (1, 2, 3 и 4).
В самом деле, давайте проверим:
холерик – это человек, у которого эмоции стоят на первом месте и скорее владеют им, чем он ими (1-я Эмоция);
сангвиник – эмоционально устойчив (2-я Эмоция);
меланхолик – нуждается в эмоциональном диалоге и ободрении (3-я Эмоция);
флегматик – 4-я Эмоция (проявления эмоций редки).Здесь можно сделать оговорку, что в бытовом употреблении слово «меланхолик» может означать несколько другое – например, человека, который часто плачет (что характерно скорее для 1 Эмоции).
Однако если мы обращаемся не к современному бытовому словоупотреблению, а непосредственно к теории Гиппократа, то можно практически не сомневаться, что он имел в виду именно 3 Эмоцию (скорее всего он и сам обладал ею: с высокой вероятностью Гиппократ относился к «эйнштейнам» – 1 Логика, 2 Воля, 3 Эмоция, 4 Физика).
Наблюдение о соответствии Гиппократовых темпераментов четырем Эмоциям сделано Александром Буртянским в 2012 году. Не исключено, что кто-либо из коллег уже пришел к тому же выводу, но пока нам об этом не известно, приоритет за ним.
Подобно тому как Гиппократ открыл разделение человечества на четыре Эмоции, немецкий психиатр Эрнст Кречмер открыл разделение человечества на четыре Физики. Вот краткое изложение его открытия:
«У Кречмера телосложение подразделяется на четыре типа: пикническое, атлетическое, лептосомное (астеническое) и диспластичное. Типичный пикник небольшого роста, полный, со сравнительно большим туловищем и короткими ногами, с округлой грудной клеткой, покатыми плечами и короткими конечностями. У человека атлетического телосложения туловище и конечности более пропорциональны, он имеет хорошо развитые кости и мускулы, широкие плечи и большие руки и ноги. Люди астенического телосложения обычно имеют маленькое, по сравнению с ростом, тело. Они высокие и стройные со сравнительно узкой грудью, длинными ногами, продолговатым лицом и длинными тонкими руками и ногами. К людям диспластичного телосложения относятся все индивиды, которые обладают несовместимыми друг с другом признаками разных типов телосложения».Мы видим довольно четкое соответствие пикников – 1-й Физике, атлетов – 2-й Физике, астеников – 4-й Физике, диспластиков — 3-й Физике.
Правда, система Кречмера не так отчетлива, как система Гиппократа, тем более что он считал возможным изменение типа телосложения с возрастом (в то время как открытия Афанасьева показали, что психотип с возрастом не меняется). Второй ошибкой Кречмера оказалось то, что он выводил тип нервной системы из телосложения (в то время как психотип на самом деле не зависит от телосложения, а включает его в себя одним из параметров).
Тем не менее, несмотря на ошибки, мы считаем нужным упомянуть Кречмера как одного из предшественников Афанасьева на трудном пути открытия психософии.
Кстати, по всей видимости, Кречмер по психотипу был «эйнштейном», как и Гиппократ. Что же касается психотипа Афанасьева… но это отдельная тема. На мой взгляд, заслуживает внимания и некоторое портретное сходство Кречмера с Афанасьевым, и сходство их научных интересов: прежде чем заняться психиатрией и психологией, Кречмер изучал философию, всемирную историю, литературу и историю искусств.
- Replies
-
- 12.06.2023 в 14:18
Еще одним предшественником Афанасьева оказался средневековый еврейский мудрец Авраам Ибн-Эзра.Википедия представляет его так: «Авраам бен Меир ибн Эзра (1089, Тудела, — 1164, Королевство Наварра) — знаменитый средневековый еврейский философ, поэт, мыслитель, лингвист, астролог, астроном и математик».
Вот что, оказывается, написал он в своем комментарии на книгу Исход (23:25):
«Тело человека принадлежит низшему миру, и с ним связана душа из высшего мира. Поэтому необходимы средства связи тела и души. Это две силы, называемые на святом языке «руах» и «нефеш».
«Нешама» (душа) – это мудрость, помещается она в головном мозгу, она является источником всех чувств и желаний.
«Руах» (дух) помещается в сердце, он источник жизни человека. Он желает добиться власти, желает победить всё, что ему противостоит. От него происходит гнев […].
«Нефеш» (душа) помещается в печени, из неё исходит желание еды, и так сказано: «твоя душа (нафшеха נַפְשְׁךָ) пожелает мяса» (Второзаконие 12:20). И желание совокупления исходит из неё же.
Некоторые люди сотворены так, что все три эти силы крепки в них, а в некоторых все три слабы, а в других одна сильнее, другая слабее, или средней силы.
Таким образом, люди делятся на двадцать семь различных видов…»Типология Ибн-Эзры почти попадает в цель (уж во всяком случае, куда лучше, чем соционика: 27 типов ближе к 24, чем 16).
«Дух», стремящийся к власти, — это, по всей видимости, Воля. А душа-«нефеш», из которой исходит «желание еды и совокупления» — бесспорно, Физика. Единственной ошибкой Ибн-Эзры оказалось объединение «мудрости» с «чувствами», то есть Логики с Эмоцией.Ибн-Эзра был знаменитым признанным мудрецом, которого радостно принимали у себя другие видные мудрецы того времени. При этом он, как сообщает Википедия, «умер на юге Франции после долгих лет странствий и нищеты». Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что Физика у него стояла на последнем месте, а Воля на первом.
А что с Логикой и Эмоцией?
Его комментарии к Библии славятся своей лаконичностью, рациональностью и ироничностью. Среди других достижений Ибн-Эзры — математические работы, в частности вычисления и свойства биномиальных коэффициентов, а также работы по грамматике иврита.
«В астрономических и математических трудах Ибн Эзра ввел десятичную систему записи целых чисел, используя буквы ивритского алфавита от алеф до тет для обозначения цифр от 1 до 9 и специальный знак для нуля и помещая знаки, обозначающие десятки, слева по отношению к знакам, обозначающим единицы» — сообщает нам Электронная Еврейская Энциклопедия.По всей вероятности, всё это свидетельствует о Второй Логике и он относился к типу ВЛЭФ — «сократ».
В таком случае, ошибка Ибн-Эзры шла от его Третьей Функции. Он не стал выделять для Эмоции отдельное место, а объединил ее с «мудростью» и поместил в «головной мозг».
Точно так же ошибся и отец соционики, Юнг, отказавшийся рассматривать как отдельный компонент психотипа свою Третью Функцию — в данном случае Волю.
Склоним еще раз голову перед гением Афанасьева, который сумел увидеть все функции и дать адекватную картину их действия.
- 12.06.2023 в 14:18
(С опозданием сообразила, что кречмеровские астеники — это 4-я Физика, а диспластики — 3-я, а не наоборот.
4-я Физика обычно выражена ярче, чем 3-я. А 3-я действительно может иметь свойства и тех и других. И слово «диспластическая» тоже показательно. Каюсь, что сразу этого не заметила. Исправляю.)- 12.06.2023 в 14:18
И так хотелось бы узнать тип создателя всего этого явления — Александра Афанасьева.
Он ЛВФЭ (Лао Цзы).
Но из этой темы ненавязчиво выходит, что он ЛВЭФ («Эйнштейн»), как и Э. Кречмер.- 12.06.2023 в 14:18
Но он сам писал, что в его трудах нет «засушливости» третьей эмоции, как у Аристотеля, эмоция для него вторична, но не является «проблемной».
Добавлено (18.09.2014, 16:20)
———————————————
Возможно, Александр Афанасьев все же ЛВЭФ («Эйнштейн»)- 12.06.2023 в 14:18
Цитата Martha ()
Кречмер по психотипу был «эйнштейном», как и Гиппократ. Что же касается психотипа Афанасьева… но это отдельная тема. На мой взгляд, заслуживает внимания и некоторое портретное сходство Кречмера с Афанасьевым
Если Афанасьев ЛВЭФ, то нужно пересматривать теор.основы третьих и четвертых физик и эмоций (хотя бы отчасти). Ведь описывая 3Ф и 4Э он прежде всего основывался на самопознании. Что, кроме внешнего сходства с Кречмером, заставляет вас думать так?- 12.06.2023 в 14:18
Цитата pit
Если Афанасьев ЛВЭФ…Этого мы не говорили, sapienti sat. А критически пересматривать приходится не только 3Ф и 4Э, но и вообще всё. Найдите, например, в теме «Третья физика» наш эксперимент на тему боязни щекотки как признака 3Ф.
- 12.06.2023 в 14:18
Можно и не лукавя списать левые (или просто не очень частые) признаки с себя.- 12.06.2023 в 14:18
Цитата Марьяся ()
Сдается мне, что Афанасьев по-просту несколько лукавил, описывая некотоые функции с «себя». Он ведь убедительно все функции описал, как свои, так и «свои», так и совсем не свои. А песматривать, конечно, нужно все и всегда.
вот это и интересно: лукавил он, приписывая самому себе совершенно несвойственные особенности, или в теории приписывал функциям левые признаки? Просто, если б он умолчал свой тип, а то нет — обозначил.
Добавлено (28.03.2015, 00:19)
———————————————
Жаль нельзя добавить в старое сообщение, ладно. Я понимаю — привязался к гипотезе, сказанной вскользь, да и чисто этически — отец-основатель все-таки, но вопрос не праздный: на основе кого собственно собран тип Лао-Цзы? На одноименном Лао и на Гераклите — а это кто такие? Скажут, ну как это кто? А если начистоту — кто эти «дяди» и где их интервью?
«…О жизни Лао-цзы неизвестно почти ничего, носохранился его главный труд. Из сочинений Гераклита уцелело лишь несколько
цитат, но нечто, напоминающее биографию, имеется. »
Показательно описание Афанасьевым 3-ей ф-ции Лао (ключевой в любом типе, по ее отпечатку на типе) — она выводится остаточным принципом, как вы где-то на форуме метко выразились «выпадением в осадок». Еще одна цитата из Афанасьева: «Каких-либо ясных указаний на наличие у Лао-цзы иГераклита 3-й Физики в литературе не сохранилось. Пожалуй, только высказывание
Гераклита, что “зрение — ложь” прямо свидетельствует об этом…Косвенно же подтвердить наличие у обоих философов3-й Физики можно, руководствуясь методом исключения. У них Эмоция явно Третьей не была. » Уверен, у вас эти места в книге тоже вызывали ..хотя с чего ТОЖЕ? не могу знать, может улыбку, может ступор ))))
Короче, была надежда на «самоописательность» автора — гарантия лучше некуда (я вообще думал, что он надеялся в будущем этот тип назовут его именем, потому и выбрал из глубины веков пару ребят), но выходит, что автор вполне может быть с 4Ф (и ведь похож, именно что на четвертую, не поспоришь). И выходит, что и Лао-Цзы, и этот Гераклит — тоже могут быть ЛВЭФ. Получается э нас нет 24-го типа, то есть он как бы есть (вернее абревиатура ЛВФЭ), но его нет, такой себе тип Шреденгира 8(
печаль
спокойной ночи- 12.06.2023 в 14:18
Сдается мне, что Афанасьев по-просту несколько лукавил, описывая некотоые функции с «себя». Он ведь убедительно все функции описал, как свои, так и «свои», так и совсем не свои. А песматривать, конечно, нужно все и всегда.- 12.06.2023 в 14:18
Цитата pit
я вообще думал, что он надеялся в будущем этот тип назовут его именемИнтересное наблюдение, не исключено.
Цитата pit
И выходит, что и Лао-Цзы, и этот Гераклит — тоже могут быть ЛВЭФ.
Думаю, не могут. У Лао-Цзы, судя по виденным мной текстам, 3 Л и 4 Ф.
А среди ЛВФЭ, которых я знаю, есть математики, врачи, учителя, тренеры, но от абстрактной философии они далеки, 3 Ф делает их практиками. Так что тип вполне существует.- 12.06.2023 в 14:18
Цитата Martha ()
Так что тип вполне существует.
чего не скажешь о его хрестоматийном описании, у меня вот точно нет (
Цитата Martha ()
У Лао-Цзы, судя по виденным мной текстам
)))) в точку, собрался я как-то почитать Даодэдзы, а оно все с обязательными построчными комментариями, я грешил на «трудности перевода», а оно все оказывается банальнее — дедушка просто доказывал, что он умный, да и подстраховался к тому же, выдумав легенду, что его «заставили» написать этот трактат какой-то важный чиновник :), «поразившись» силой его гения )))
Добавлено (28.03.2015, 18:04)
———————————————
Вопрос: 2 и 3 физика — практик, 1 и 4 — теоретик?- 12.06.2023 в 14:18
Цитата pit
Вопрос: 2 и 3 физика — практик, 1 и 4 — теоретик?
Ну, это слишком широко сказано. Самые лучшие практики, наверно, с 1 Ф. Но посвятить себя философии гораздо лучше получается у статичной Физики, чем у динамичной.Цитата pit
я грешил на «трудности перевода», а оно все оказывается банальнее — дедушка просто доказывал, что он умный
Да-да. Подозреваю, что таких книг много.Цитата pit
или в теории приписывал функциям левые признаки?
Это случается, но редко. Функции он описал на удивление хорошо для первооткрывателя. Большинство его промахов — в типировании.- 12.06.2023 в 14:18
Цитата pit
если грубо: третья воля лучший типировщик, вторая — худший, да? это так?
Вы слишком обобщаете, но не очень далеки от правды. Второй воле обычно типирование не очень интересно (Афанасьев и сам признается, что ему это через некоторое время надоело).
Что касается идеализаций и очарованности, то описания «дюмы» и «аристиппа», на мой взгляд, у Афанасьева как раз слишком негативны. Так что дело не в очарованности. Но в типировании он упускал важные факты. Например, у Петра Великого и Екатерины Великой он не заметил 1 Волю (благодаря которой их и назвали «великими»), а у Лао-цзы 4 Физику («главное — бездействие»).- 12.06.2023 в 14:18
Не знаю, насколько правильно, но для третьей воли непросто определить самому себя — определенному человеку непросто признаться самому себе что у него третья воля. Но это не значит, что всем.
И иногда бывает так, что третья воля, как и любая третья функция приписывает себе другой психотип.
Поэтому иногда такие люди, с третьей волей записывают себя в ЛВЭФ, ЭВЛФ, ФВЛЭ.
Или «находят у себя» первую волю.
Страшна ситуация, возможность которой описана: когда именно ФЭВЛ и ФЛВЭ поставят себе типы ЭВФЛ и ЭВЛФ и оправдают свои деяния, среди которых ссылку «ботаников» (людей с высокими логикой и эмоцией), назвав их злодеями незаслуженно.
Третья воля наделена даром психолога. Но всегда ли она может быть объективной в оценки людей, мира. Она находится под властью общественного мнения, может менять свою позицию. Она колеблется в принятии решений, мыслях, оценках. Ей сложно признать свое поражение, свою неправоту.
Вторая воля старается быть объективной.
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.