ПЕРЕПИСКА С БОРИСОМ ФИНОГЕНОВЫМ

Форумы ВОПРОСЫ ПСИХОСОФИИ Консультации, типирование, знакомства ПЕРЕПИСКА С БОРИСОМ ФИНОГЕНОВЫМ

  • Post
    Martha
    Admin
    none
      Выкладываю здесь переписку с Борисом Финогеновым, с его согласия.

      —————————————————————————————
      Замечание первое. О научности психософии

      В своей статье Вы демонстрируете способы, которыми собственный психотип диагноста может инициировать ошибки в самотипировании и типировании им других людей. При этом в качестве меры противодействия такому искажающему влиянию указываете лишь на то обстоятельство, что некоторые психотипы менее предрасположены к ошибкам, чем другие, и, соответственно, психодиагностику лучше поручать именно их обладателям. Но возникает резонный вопрос: неужели уверенность в собственной непогрешимости (или почти непогрешимости) у людей с подобными психотипами не может сама оказаться таким же психотипически обусловленным когнитивным искажением? Например, сам А.Ю. Афанасьев при типировании исторических личностей явно местами впадал в излишнюю самоуверенность. Но одно дело пара-тройка ошибок (думаю, при всей своей самоуверенности он всё-таки допускал со своей стороны их возможность) и совсем другое – их огромное количество, которое он сделал, если принять как более точную ту версию типирования, которую предлагаете Вы.
      Получается, что, как минимум, кто-то один из Вас двоих, будучи вполне уверен в своей квалификации как психодиагноста, на практике её лишён (по крайней мере, в отношении работы с историческими данными). Соответственно, отсюда можно сделать вывод, что уверенность в себе тоже может быть ложной.
      Не приводят ли все эти соображения к выводу, что способ полностью исключить возможность заблуждений, обусловленных типом диагноста, отсутствует? Что делает определение психотипа априори ненадёжным, кто бы им ни занимался. По крайней мере, в отношении исторических личностей эта ненадёжность выглядит и вовсе труднопреодолимой: для самих себя и других, ныне здравствующих, людей всё-таки можно попытаться разработать какие-то дополнительные методы типирования, например, тесты (что, кстати, сделал и Афанасьев, хотя, на мой взгляд, его тест не выглядит слишком надёжным, т.к. основан, по сути своей, на том же самотипировании, только в профиль) или исследования структуры мозга, когда/если будут установлены нейрологические основы психотипа? Впрочем, насколько я могу судить, и надёжные тесты, и понимание нейрологических основ психотипа являются пока ещё только делом будущего. Так не поспешен ли в подобной ситуации Ваш отзыв о психософии, что «существовавшая до сих пор психология – это искусство. А психософия – наука. А наука, в отличие от искусства, работает с прогнозируемыми и проверямыми фактами и чётко отделяет истинное от ложного, правду от неправды»?
      Я мог бы также ещё порассуждать и о более общих вопросах эпистемологии и привести обоснование тому, что концепция А. Афанасьева, даже если и верна, на данной стадии её существования ещё не способна претендовать на статус научной теории (как некоторые её называют), т.е. готового продукта научного поиска, а является всего лишь совокупностью эмпирических обобщений, причём во многом сформулированных с изрядной долей неопределённости («интуитивная» понятность описаний тут на самом деле ничего не гарантирует). Недаром её сравнивают с периодическим законом (который, впрочем, был сформулирован гораздо строже): до того, как с появлением квантовой физики этому эмпирическому обобщению удалось найти теоретическое обоснование, не было никаких гарантий, что оно не даст никаких сбоев (и оно их, между прочим, даёт – в виде лантаноидов и актиноидов, существование которые при этом отлично выводится из постулатов квантовой физики). Впрочем, следует, конечно, отметить и то, что стопроцентных гарантий нет в любом случае, поскольку даже при создании теории можно не учесть какое-нибудь условие, необходимое для выполнения её постулатов, но, по-моему, уровень достоверности теории всё-таки значительно выше уровня достоверности эмпирического обобщения.
      Что же касается закономерного возражения: как же может ошибочная концепция так хорошо работать на практике, то отмечу на этот счёт два момента. Во-первых, лично я не сомневаюсь, что она верна если и не во всём, то во многом. Во-вторых, исключения из неё, по-моему, нетрудно «проглядеть» ввиду широкого простора для объяснений ad hoc, которые она открывает для случаев, когда порядок функций никак не хочет выстраиваться допустимым образом: можно сослаться и на «первую без результата», и на «гармонизированную третью», и на специфическую особенность Воли хотя бы отчасти придавать проявлению соседних функций сходства со своей позицией…
      Впрочем, обо всём этом я здесь пока только упоминаю, но развивать свои мысли подробнее буду как-нибудь отдельно и позже в рамках продолжения дискуссии с последователями А. Афанасьева (не для того, чтобы дискредитировать его идеи, а, наоборот, чтобы помочь как можно более точно установить содержащуюся в них истину и отсеять заблуждения, если таковые в ней есть).

      Замечание второе. Об опасности дискриминации по типологическому признаку
      Здесь я буду опираться на текст Вашей книги «Типология Афанасьева, или Синтаксис личности», фрагмент которой нашёл на Вашем сайте по ссылке, присланной мне Еленой Константиновной, а позже через поисковик обнаружил слегка иной вариант её текста, выложенный здесь:
      http://7iskusstv.com/2016/Nomer12/Torpusman1.php (цитаты оттуда будут помечены звёздочками).
      Вот что Вы пишите: «Психософия объясняет, среди прочего, кому стоит, а кому не стоит быть у власти, и ошибки в определении психотипа здесь чрезвычайно опасны.» «Легко представить себе антиутопию, которая может разыграться, например, если где-нибудь придет к власти дисгармонизированный обладатель психотипа ВЭЛФ или ФЭВЛ, выдавая себя, скажем, за эйнштейна (ЛВЭФ), и под портретами Афанасьева станет расстреливать всех, кого объявит, допустим, аристиппами (ФЛВЭ).»
      «Если политик ФЭВЛ, не голосуй за него. «Власть портит» не всех, а именно Третью Волю и особенно ФЭВЛ (это еще называют «звездной болезнью»). А в принципе, лучше всего голосовать за Вторую Волю – именно они созданы для щадящей власти. Если у тебя Третья Воля – не соглашайся быть директором, не стремись к единоличной власти. Ты сможешь руководить, но тебе будет трудно. Стремись не к власти, а к свободе и комфортной реализации своих талантов, и побольше общайся с подходящей Второй Волей. (А вот быть со-директором или со-президентом наряду со Второй Волей – может быть хорошо.)» *

      Правильно ли я понял Вас, что, на Ваш взгляд, обладатель психотипа ВЭЛФ или ФЭВЛ определённо неспособен качественно заниматься политикой, поэтому, будучи гармонизированным, просто благоразумно туда не полезет, сочтя не «своим» делом?
      Также поставлю вопрос более обобщённо. Правильно ли я понимаю Вас, что психотип человека, как таковой, без учёта индивидуальных особенностей его проявления в характере конкретных людей, способен накладывать ограничения на возможность качественно заниматься определёнными видами деятельности? Наподобие того, как, по мнению психолога В. И. Лебедева, меланхоликам пока что противопоказано заниматься космонавтикой: «Людям меланхолического типа обычно присущи застенчивость, нерешительность, робость. Их пугает новая обстановка, новые люди, они смущаются и теряются, общаясь с людьми, и поэтому склонны замыкаться в себе. Представителями этого типа были, например, Гоголь и Чайковский. Умным или глупым, честным или нечестным, добрым или злым, талантливым или бесталанным, как справедливо замечает психолог профессор К. К. Платонов, может быть человек с любым темпераментом. Люди со слабым типом нервной системы, то есть меланхолики, не могут быть космонавтами, поскольку представителям этой профессии приходится работать на пределе физических и психических возможностей. Но при развитии космонавтики доступ им к полетам в качестве научных сотрудников и других специалистов, конечно, не будет закрыт раз и навсегда.» Ю.А. Гагарин, В. И. Лебедев. Психология и космос

      Если так, то каким образом оказывается возможным появление великих людей, успешно реализовавших себя по 3-й или даже по 4-й функции, примеры которых в изобилии приводит на страницах своей книги А. Ю. Афанасьев? Не будут ли опрометчивы потенциальным талантам и даже гениям, способным реализовать себя по нижним функциям, рекомендации заняться чем-нибудь ещё?
      Кроме того, возвращаясь к первому замечанию, отмечу, что, по-моему, не только злонамеренность, но и попытка спланировать жизнь (включая педагогическую практику, отбор кадров и т.п.), уверенно опираясь на недостоверные представления о мире, также может привести к антиутопии. Пример тому: «научный» подход к построению человеческого счастья в СССР, опирающийся на диамат как достоверную и непререкаемую истину, и то, к чему оно в итоге привело. Понимаю, что лично Вы уверены в правильности идей Афанасьева, но я «со своего шестка» всё-таки вижу возможность колоссальных ошибок как в самой основе концепции (и горе тогда гипотетическим «лантаноидам» и «актиноидам», оказавшимся у неё за бортом, которые попытаются воспользоваться ею сами или станут жертвами её употребления со стороны других людей), так и в практическом её употреблении – ввиду отсутствия внятной процедуры определения типа, кроме как «на глазок».

    Просмотр 14 ответов — с 31 по 44 (всего 44)
    • Replies
      Martha
      Admin
      none
        2.8.2017

        Здравствуйте, Рахель!
        Признаю, что приведённые Вами в пользу исходной версии аргументы выглядят достаточно веско. Интервью посмотрел — в самом деле, Маслоу на нём не производит впечатление обладателя четвёртой Эмоции (или, тем более, третьей). Для сравнения даже приведу со своей стороны ссылку на видеозапись, запечатлевшую Рональда Рейгана, который рассказывает советские анекдоты. Если сравнить эти две записи, то бОльшая эмоциональная сдержанность Рейгана становится весьма заметна (особенно при учёте того, что анекдоты — куда более «эмоциональный» жанр, чем интервью): https://www.youtube.com/watch?v=UlAbMlyqHZo
        С уважением,
        Борис

        4/8/2018
        Здравствуйте, Борис!
        Послушала запись, согласна с Вами. И не то чтобы у Рейгана не было эмоций — наоборот, он очень даже старается развеселить всех слушателей, но в целом впечатление суше. Похоже, что его Эмоция как бы управляется кнопкой вкл./выкл., а у Маслоу не так.
        Спасибо!
        Р.

        14/8/2018
        Здравствуйте, Рахель!
        У меня к Вам просьба, в которой возникла потребность по этическим причинам. В нашей переписке я процитировал философа Александра Хоцея. Впоследствии вокруг его цитаты развернулась моя дискуссия с Игорем о математике, которая затем «переехала» сначала в личную переписку, а потом, с моей подачи, и на форум сайта самого А. С. Хоцея. Сегодня он разместил на нём свой ответ, в котором, в частности, обращает внимание на контекст данной цитаты, сочтённый мной несущественным и потому оставшийся с моей стороны без пояснений. Чтобы компенсировать это, прошу Вас разместить в теме «Переписка с Борисом» текст этого моего письма с приведённым ниже фрагментом ответа Хоцея, где он поясняет свою цитату с учётом проигнорированного мной контекста. Думаю, это даже будет не совсем стопроцентный оффтоп, поскольку тема природы человеческого мышления может оказаться важна для понимания того, что Афанасьев в своей типологии осмысляет как функцию по имени «Логика»

        «СМЫСЛ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Использованная (с какой-то посторонней темам Вашей переписки целью) Борисом цитата взята из той главки «Теории общества», где говорится об особенностях примитивного познания с упором на такое осмысление первобытными людьми фактов окружающей реальности (включая социальную, являющуюся моим непосредственным предметом в отмеченной работе), своих собственных «я» и вообще всего на свете, которое принималось этими людьми за объяснение указанных фактов, т.е. порождало «ощущение» их понимания. В данной главке я утверждаю, что мозг (само собой, головной: я говорю только о нём и даже только о тех его частях, которые отвечают за интеллект и разум) сложившегося хомо сапиенса, скажем, неолитической эпохи устроен и, соответственно, работает принципиально так же, как и мозг современного человека (практикует те же «технические» и «операциональные» процедуры и алгоритмы), но мыслим мы (в части указанного объяснения себе фактов реальности (объяснение есть вид мышления, а последнее – «часть» познания, о чём см. ниже)), тем не менее, весьма различно. Что определяется уже разностью содержаний наших мозгов, т.е. «записанных» в них представлений-знаний (понимаемых тут, конечно, как именно знания, то бишь как верно фиксирующие особенности их референтов представления, а не как подряд все последние, многие из коих могут быть и псевдознаниями: от ложных представлений, увы, никто не застрахован; обычно даже бывает так, что содержания многих наших представлений частью истинны (суть подлинные знания о продуцирующих эти представления объектах), а частью ложны (суть «фантазии на темы»)). У первобытных людей, понятно, действительных знаний куда меньше и они намного проще. Ибо: а) это самый ранний период становления знаний и б) легче и, следовательно, раньше всего осваивается наиболее простое, бросающееся в глаза и близкое «по жизни».

        При этом то же самое, разумеется, можно сказать и о различиях мышлений (включая понимания мира и себя) людей иных разных (по объёмам наличных знаний) эпох, например, средневековья и Нового времени, 19 и 20 веков и пр. Более того, придёт время, и наши далёкие потомки тоже будут оценивать наши нынешние взгляды как наивные и примитивные, исходящие из крайне ограниченных знаний. Но пока – мы на вершине пирамиды и с этой верхотуры можем снисходительно посмеиваться над представлениями наших предков. В том числе, теми, посредством (с помощью) которых древнейшие из последних объясняли себе мир.

        Так, я в этом плане (вслед за множеством других исследователей) отмечаю, в частности, их оголтелый антропоморфизм (одушевление всего и вся, истолкование всего подряд по своему образу и подобию), сопутствующий ему синкретизм (т.е. обратное невыделение себя из природы и, вообще, тотально однообразное понимание всех объектов, опирающееся на незнание их принципиальных различий), злоупотребление объяснениями по аналогии (сходству) и т. п. (кстати, где-то в общем тексте главки я ошибочно отождествляю аналогии и ассоциации, заявляя, будто последние тоже образуются по сходствам; это, конечно, не так: ассоциативные связи между различными нашими представлениями формируются не только и не столько благодаря сходствам соответствующих объектов, сколько в силу многих иных «сближений» оных в ходе наших их восприятий). В ряд данных особенностей первобытного «шевеления мозгами» (в ходе интеллектуального отражения-освоения действительности) я помещаю также и ту, которую называю содержательностью. Не очень удачно называю, конечно, но важно ведь не используемое имя (слово), а придаваемое ему значение. Что же я называю указанным термином?

        На этом стОит остановиться подробнее. Как из-за того, что тут обнаружилось недопонимание, так и потому, что сия особенность – особенная. В отличие от антропоморфизма, синкретизма и пр., которые со временем (т.е. сростом знаний) постепенно изживаются, то, что я именую содержательностью, присуще, по сути, любому, а не только первобытному познанию. Это именно «всеобщая особенность познания», как и говорится в цитате.

        На примере первобытности она разве что резче бросается нам в глаза (причём, именно нам, а не самим перволюдям). Но и мы, безусловно, «грешим» тем же. Ибо сие имманентно работе мозга. Тут существенны два момента.

        Первый. Мозг – это сложный «механизм», выполняющий (разными своими отделами или путём кооперации их действий) множество разных работ. Причём, даже чисто интеллектуального плана, т.е. отбрасывая всякие мотивации, волю, отдачи команд мышцам и пр. Возьмём, скажем, то же мышление. Это лишь один из видов интеллектуальной и, в особенности, разумной деятельности мозга, наряду со многими другими (отличающимися и от мышления, и друг от друга), например, (а) восприятием (главным образом, внешних воздействий), (б) выработкой (по итогам неких множеств восприятий одного и того же или сходных объектов) представлений (в виде остающихся по следам указанных восприятий преобразований нейронов и их связей), (в) использованием этих представлений для опознания вновь воспринимаемых объектов, (г) использованием их же для оценки ситуации (как ценностной, сотрудничающей с мотивациями, так и объективной, осуществляемой сравнением; неценностными оценками являются, например, пространственные и временные: что дальше или ближе, раньше или позже и т.п.), соответственно, выбора линии поведения (в сумме опознание и оценка дают ориентацию в окружающей среде) и т.п. Мышление же – это тоже использование имеющихся у разумной (и даже отчасти – попросту обладающей интеллектом) особи представлений, но с другой целью и в ином процессе. Опознание или непосредственная оценка (ибо возможны ещё и оценки, требующие размышлений (речь тут идёт уже о делении оценок не на ценностные и нет, а по способу их выработки)) суть прямые сопоставления вновь приходящих сигналов со следами прежних восприятий, то бишь с представляющими собою эти следы представлениями, а мышление – это оперирование только самими данными представлениями, комбинирование, сопоставление и пр. их между собой с целью получения из них (в том числе, путём индуктивного и/или дедуктивного выведения) новых (так сказать, вторичных) представлений. Кроме того, сами перечисленные виды деятельности мозга выделены мной тоже грубо, т.е. обобщённо.

        Потому как все они могут быть дифференцированы ещё и внутри себя. Так, и восприятия восприятиям рознь (слуховые ощущения, скажем, совсем не то, что зрительные, а в рамках самих последних – ощущения цвета отличны от ощущений пространственных или временных соотношений), и представления о разных (скажем, категориально) объектах друг другу не чета, и, наконец (пропуская для краткости опознания и оценки), мышление – вовсе не один и тот же во всех его случаях, а обладающий множеством ипостасей процесс.

        Комбинирование представлений, например, явно отличается от их сопоставлений (допустим, сравнений), индуктивное выведение – от дедуктивного, обобщение – от объяснения, анализ – от синтеза и т.п. Короче, тут (в работе мозга), куда ни ткни, повсюду натыкаешься на тьму в той или иной мере специфических операций. При решении каждой особой задачи (выполнении особой деятельности) мозг работает различно. Отчего эти его «работы» – в плане их содержания, т.е. того, что в них конкретно делается – можно рассматривать отдельно (А тут не есть Б).

        (продолжение следует)

        Martha
        Admin
        none
          22.8.2018
          Здравствуйте, Рахель!
          Во-первых, вновь хочу Вас предварительно заверить, что с ответами на мои письма Вы можете позволить себе сколь угодно длительное промедление — это будет воспринято мной без малейших претензий, и в этом не будет никакого повода для извинений!
          Во-вторых, поколебавшись, всё же решил возобновить с Вами обсуждение своего психотипа (если, конечно, Вы будете не против мне в этом помочь), хотя на данный момент и пришёл для себя к выводу, что либо психософия, в целом, ещё не «дозрела» до практического применения и предварительно нуждается как в серьёзной теоретической доработке, так и в основательной научной проверке (это наиболее вероятная, с моей точки зрения, версия), либо мне самому «слабо» с ней управиться, поэтому лучше уж и не пытаться (кстати, не стал Вам сразу об этом писать, но Ваш совет о том, что лучше не читать «любых авторов, которых Вы хоть раз… ну хорошо, два раза поймали на путаности», вообще говоря, распространяется и на Афанасьева, т.к. его я ловил на путаности не раз и не два :)). Тем не менее, мне всё же стало интересно, что из этого выйдет.
          Итак, Вы предложили вариант моего психотипа ВЭЛФ, он же «ахматова». Готов согласиться с обеими нижними функциями, а вот порядок двух верхних вызывает у меня серьёзные сомнения. Предлагаю в качестве альтернативы вариант ЭВЛФ с «отбитой» первой Эмоцией и попытаюсь ниже его обосновать. При этом, к слову сказать, личной заинтересованности в отстаивании предложенной версии у меня точно нет — Ваш вариант мне нравится гораздо больше, тогда как «газали» — пожалуй, самый не нравящийся из всех вариантов, которые кто-либо когда-либо по отношению ко мне предполагал. Не нравится он мне первой Эмоцией, которая, коль скоро «отбита», обрекает меня жить «не своей жизнью», а если будет восстановлена и станет работать так, как описано о ней у Афанасьева, то и тут не уверен, что оно мне понравится. Тем не менее, ниже приведу основания, почему я считаю свою Эмоцию «травмируемой» (и, видимо, «травмированной») функцией.
          Во-первых, было, кому её «отбить». В моей семье среди воспитывавших меня родственников, есть предполагаемый мной с высокой вероятностью обладатель первой Эмоции (скорее всего, «пастернак»). Именно с ним из всех домочадцев у меня всегда были наиболее напряжённые отношения. К слову сказать, предполагаемый обладатель первой Воли тоже был: ныне покойная бабушка, которая, скорее всего, была «лениным». Так вот, с ней отношения были стабильно хорошие, хотя и какой-то особой близости с ней я не чувствовал.
          Во-вторых, должен отметить, что моя самооценка в области Эмоции сильно зависит от мнения окружающих (к слову сказать, при оценке своего интеллекта никакой зависимости от мнения окружающих я не испытываю и чувствую себя способным вполне самостоятельно определить как сильные, так и слабые его стороны, поэтому обычно наперёд могу оценить, насколько посильна мне та или иная интеллектуальная задача). Например, во мне живёт большое, но из рук вон плохо «вооружённое» природным чутьём в этой области стремление быть красивым (как в собственных глазах, так и в глазах окружающих),. Но стоит мне начать «зааморачиваться» на это, я тут же становлюсь перфекционистом и начинаю нервничать из-за любой мелочи, т.к. с трудом могу оценить её общий вклад в формируемый имидж. В конце концов, заканчивается это обычно тем, что мне перестаёт хватать «нервов», и я останавливаюсь на варианте, который мне представляется нейтральным. Были, впрочем, случаи, когда окружающие потом, к моей огромной досаде на себя, деликатно давали понять, что то, что я счёл «нейтральным» – это на самом деле «ниже среднего» (затёртые, растянутые, выцветшие свитера и т.п.). Особенно я запустил свой внешний вид в период, когда обнаружил, что лысею: мне тогда казалось, что лысина непоправимо испортит всю мне внешность, так что можно уже и смириться, что в этом вопросе ничего больше не светит. Теперь, когда факт лысины уже вполне мной «принят» (на это «принятие» понадобилось очень много времени), я понимаю, что не так всё и страшно – да и отзывы со стороны тому порукой.
          Та же фигня с творчеством. Самому мне очень сложно оценить его качество, поэтому испытываю нужду в сторонней оценке. Упомяну в этом же смысловом блоке, что несколько лет учусь вокалу, то бросая, то возобновляя занятия (понятно, что при таком «рваном» режиме обучения мой уровень остаётся стабильно низким). Бросаю, когда начинает казаться, что приемлемого уровня достичь не в состоянии.
          Есть ещё одна сфера, в которой я мнителен донельзя: общение. Здесь я стабильно чувствую себя ходоком по минному полю: кажется, что того и гляди сделаю что-то, за что собеседник на меня обидится или как-то ещё напряжётся. Также, подсознательно меряя по себе, изрядно опасаюсь доставить неудобство собеседнику, поэтому обычно держу предупредительность и тактичность на максимуме.
          Отношение последнего из перечисленных пунктов к функции, названной Афанасьевым «Эмоция», на первый взгляд, может показаться сомнительным, но я считаю, что, по крайней мене, некоторые социальные потребности за этой функцией точно стоят (похоже, что они «поделены» у Афанасьева между Эмоцией и Волей).
          Вот такие аргументы за «травмируемую» (1-ю или 3-ю) Эмоцию.

          Это был первый пункт моего письма. В качестве второго хочу предложить Вам эксперимент. Как мне кажется, один и тот же человек в разные периоды времени может проявлять себя очень по-разному и, соответственно, казаться обладателем различных психотипов. Это я и хочу продемонстрировать Вам на собственном примере, прикрепив к письму файл, который отправил Елене Константиновне Афанасьевой в самом первом письме к ней, где собрал все свои размышления на тему психософии (вернее, все, кроме совсем уж «сырых»). Содержимое данного файла тоже можно опубликовать на форуме (разве что, наверно, не стоит дублировать уже размещённое в этой теме сопоставление четырёх Воль Афанасьева с данными, вычитанными мной у Павла Симонова). На состоявшейся в честь 25-летия выхода «Синтаксиса» в гостях у Е. Афанасьевой встрече данный текст уже подвергся критике. Из критических замечаний (чтобы не подвергаться им снова) отмечу как наиболее существенные а) неудачность выбора термина «талант» (лучше «задаток»), б) то обстоятельство, что выделенные мной параметры, по которым происходит типирование у Афанасьева, имеют де-факто не дискретные значения, а целый диапазон возможных вариантов проявления (я это понимал, когда писал данный текст, и имел в виду лишь терминологический аспект, в котором не различаются, скажем, если воспользоваться примером из Вашей переписки с Игорем, четвёртая Логика Толстого и четвёртая Логика Хемингуэя), в) слово «фашизм», разумеется, использовано заведомо условно и неточно – к сожалению, не запомнил термин, предложенный в качестве более точной альтернативы одним из участников встречи. Во всяком случае, разъясню (ибо был понят неправильно), что имел в виду под «типологическим фашизмом» дискриминацию по типологическому признаку, когда человека стыдят за такие особенности характера, которые он не в силах изменить. И, да, я понимаю, что любят и умеют драться, скорее, обладатели второй Физики, а не первой (и т.п.)
          Эксперимент состоит вот в чём. Мне бы хотелось, чтобы Вы попытались типировать меня по данному файлу, «абстрагировавшись» от предыдущей переписки. (…)

          P.S. Чуть не забыл упомянуть, что письмо было отправлено до того, как я впервые списался с Вами. Упоминаю это, чтобы подчеркнуть, что данный текст писался не с прицелом создать впечатление противоречия Вашей версии моего психотипа. Когда я писал его, я не ставил себе цели «подделываться» под какой бы то ни было психотип — писал, как писалось.

          25.8.2018
          Здравствуйте, Борис!
          Вначале отвечу на некоторые частности, а потом на письмо в целом.

          Во-первых, я согласна с Вами, что в книге Афанасьева немало противоречий. И соглашусь, что читать Афанасьева стоит не всем, а только тем, кто может отделить зерна от плевел.

          Во-вторых, что касается Вашего рассуждения об Эмоции: обратите внимание, что одежда, прическа – это область скорее Физики, чем Эмоции. А обиды, мнительность – это скорее область Воли, чем Эмоции. Что безусловно относится к Эмоции – это, конечно, творчество. Возможно, теперь, поразмыслив обо всем этом, Вы начнете больше уважать свои творческие таланты. Они этого, безусловно, заслуживают.

          И в-третьих, по письму в целом — касательно Вашего сомнения в своем психотипе и в системе Афанасьева вообще. Строго по Афанасьеву, Третья Логика и должна сомневаться, это как раз ее естественное состояние – сомневаться в уже полученных ответах. Так что Ваши сомнения лишь подтверждают мою версию. Я пока никаких противоречий с моей версией не вижу.

          Martha
          Admin
          none
            17.8.2018, письмо Бориса

            …Читаю сейчас книгу Манжита Кумара «Квант. Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности», в которой рассказана история создания квантовой физики, а заодно приводится немало биографических данных о физиках, участвовавших в её создании. Вы уверены, что Бор был именно «эйнштейн» (находил его в галерее Вашего сайта среди обладателей этого типа)? Слишком уж активно он увлекался спортом (футбол, лыжи), походами, а в школе «не задумываясь пускал в ход кулаки, если дело доходило до драк во время школьных перемен». По-моему, странновато для 4Ф Кстати, и о самом Эйнштейне там тоже есть, над чем подумать в типологическом ключе, например: «Галлер (начальник Эйнштейна в Патентном бюро — Б. Ф.) сам взялся научить Эйнштейна всему необходимому, включая искусство выражаться ясно, лаконично и корректно». Если хотите, когда дочитаю, пришлю подборку цитат, показавшихся мне любопытными с точки зрения определения их типа, про этих двух физиков.

            Здравствуйте, Борис! Возможно, насчет Бора Вы правы, я не уверена, глубоко не копала. Насчет Эйнштейна практически уверена.

            17.8.2018
            Насчёт Эйнштейна я и сам практически не сомневаюсь в правильности его исходного типирования. Даже если нюансы, на которые я обратил внимание, и рассматривать как не согласующиеся с этой версией, их слишком немного, чтобы «перевесить» другие свидетельства, и при этом совершенно очевидно, что в любом индивидуальном характере наличие отклонений от «эталонной» картины психотипа очень даже может быть (их примеры и сам Афанасьев приводит: «»Цари» вообще редко и умеренно пьют, Твардовский пил часто и неумеренно»). Так что, по-видимому, да, Эйнштейн — это действительно «эйнштейн»

            — Да. Это Лао-цзы не лао-цзы, а Эйнштейн эйнштейн
            В самом деле, отклонения от «эталона» бывают, конечно. Но насчет того, что Первая Воля редко пьет — я бы с Афанасьевым не согласилась, всяко бывает. Мне раньше казалось, что Третья Физика никогда не пьет — однако бывают и исключения, и именно при Первой Воле, как это ни странно.

            Martha
            Admin
            none
              (продолжение. Текст А.С. Хоцея)

              В то же время – и это второй момент – многие из указанных деятельностей, будучи различными разновидностями познавательных процессов, связаны друг с другом. Уже чисто практически. Причём, не потому, что они – «работы» одного и того же мозга, а по их собственной природе. Например, в частности, потому, что одни из них не могут производиться без других или без опоры на их результаты (возможность и, тем самым, актуальное бытие А тут определяется наличием Б (при том, конечно, что возможность, т.е. не запрещённость – ещё не необходимость)). Первичная выработка представлений, скажем, не может идти без восприятий (хотя вторичные представления, конечно, могут уже быть лишь продуктами мысленной переработки первичных (а также предшествующих вторичных, но это будут уже третичные и т.д. представления)). Опознание как сопоставление новых восприятий объекта с уже имеющимися представлениями о нём невозможно при отсутствии последних. Ну и мышление (что актуально для нас) как оперирование с представлениями тоже никак не может происходить, если этих представлений нет. При любом характере указанного оперирования, т.е. независимо от того, что конкретно представляет собой это мышление: комбинирование, сопоставление, объяснение или доказательство и т.п. Если нечем манипулировать, то откуда же возьмутся манипуляции? При таком раскладе возможна лишь одна их видимость, фикция.

              Вот это я и утверждаю «во первых строках» цитируемого Борисом отрывка, а, точнее, в его первом предложении. Главная моя мысль, излагаемая в нём, – что нельзя объяснять (читай: особым образом осмысливать) что-либо без наличия (т.е. предварительной выработки) хоть какого-то представления об этом «что-либо». Невозможно мыслить неизвестно о чём, т.е. о «том, не знаю о чём», о неопределённом. Причём, подчёркиваю, именно о собственно неопределённом как таковом, а не о понятии «неопределённое» (а также не о представлении о феномене неопределённости; понятие «неопределённое» есть имя данного представления, а не чего-то реально неопределённого, ибо о реально неопределённом мы абсолютно ничего не знаем: тут налицо отсутствие представления и, тем самым, нечего поименовать; имеющееся у нас представление о неопределённости носит чисто смысловой, семантический характер, является мысленно конструируемым, а не чем-то реально представляемым, отражающим какие-то восприятия). Понятие «неопределённое» (представление о неопределённости) вполне определённо: оно обозначает как раз то, что не имеет определённости, и сродни понятию «Ничто», у которого тоже нет референта-денотата, но есть значение(впрочем, неопределённое даже хуже, чем Ничто: о последнем по определению хотя бы известно, что его нет, а о неопределённом по определению неизвестно вообще ничего). Понятием «неопределённое» (и представлением о неопределённости) можно оперировать (что я сейчас и делаю) в рассуждениях. Но собственно неопределённое– не предмет, а как раз отсутствие предмета мышления (отчего и «мышление о нём» – фикция, отсутствие мышления). В том числе, повторяю, в принципе невозможно объяснять (или доказывать) неизвестно что (добавлю ещё, что «то, не знаю что» нельзя использовать также и в качестве инструмента объяснения или доказательства, т.е. объясняющего или доказывающего факторов; эти факторы в объяснениях и доказательствах исходно как раз неизвестны, и задача состоит именно в том, чтобы сделать их известными, т.е. определить). Иными словами, утром деньги, вечером стулья. Для запуска и осуществления процесса объяснения сначала требуется наличие (т.е. предшествующее формирование) некоего содержательного (не «пустого») представления об объясняемом. «Наоборот быть никак не может». Ибо «наоборот» тут означает – пытаться объяснять то, не знаю что (то, о чём нет никакого представления).

              СМЫСЛ ТРЕТЬЕГО И ДАЛЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Однако на объяснениях (и, вообще, мышлении) свет клином не сошёлся. Это они никак не могут производиться без хоть какой-то определённости объясняемых представлений, но сами последние, наоборот, никак не зависят в своём существовании и использовании (в рамках, например, опознаний или даже каких-то иных, отличных от объяснения, мыслительных операций) от наличия или нет каких-либо их объяснений. Т.е. им наплевать, во-первых, на то, объясняются ли они вообще или нет, а, во-вторых, если тут всё-таки выдвигается какое-то объяснение, – на то, правильное оно или ошибочное. Да фантазируй, как хочешь! Истинность самих представлений (т.е. их соответствие породившим их своими воздействиями объектам) от этого никак не страдает. И практическая их ценность тоже от этого не зависит. О чём я и толкую в третьем и четвёртом предложениях цитаты и во всём её дальнейшем продолжении. Подчёркивая в итоге то, «что и первобытный человек начинал с обнаружения фактов реальности и содержательного исследования их. Проблема причин, происхождения, то есть объяснения этих фактов для него была и практически, и теоретически вторичной» (это завершающая фраза соответствующего параграфа, не вошедшая в процитированный Борисом отрывок). В моём контексте важно именно то, что истинность исходных представлений древних людей значительно превосходила истинность (и никак не определялась истинностью) даваемых ими этим представлениям объяснений.»

              Источник: http://materialist.forum24.ru/?1-1-0-00000329-000-0-0

              С уважением,
              Борис

              Martha
              Admin
              none
                26.8.2018
                Здравствуйте, Рахель!
                Благодарю за ответ!
                Не соглашусь насчёт Физики — насколько я понимаю, эстетические потребности принадлежат всё-таки к области Эмоции. Неуверенность в себе в области Физики проявляется, по-моему, скорее, в виде ипохондрии. У меня с этим по-всякому: какой-нибудь нестандартный симптом может меня изрядно напугать, но на тему, скажем, «обыкновенно» ощущающейся и умеренной боли в животе я не начинаю сразу же строить предположения одного другого мрачнее. А вот в сфере эстетики внешнего вида меня легко ввергнуть в панику малейшим замечанием.

                «А обиды, мнительность – это скорее область Воли, чем Эмоции.»
                Мне кажется, мнительность мнительности рознь. Как раз, обидчивостью, склонностью усматривать в действиях окружающих посягательство на собственный статус или суверенность (что, по-моему, является двумя основными ценностями из области Воли) не страдаю вовсе. Тут, кстати, мой глубокий поклон Афанасьеву — до знакомства с его книгой люди, которым это свойственно, были мне гораздо менее понятны (повторюсь ещё раз, что мои сомнения в его концепции в целом не означают отрицания наличия в книге множества конкретных истинных мыслей).

                «Возможно, теперь, поразмыслив обо всем этом, Вы начнете больше уважать свои творческие таланты. Они этого, безусловно, заслуживают.»
                Благодарю за комплимент! Как уже писал, сторонние отзывы в этом вопросе для меня чрезвычайно важны.

                «И в-третьих, по письму в целом — касательно Вашего сомнения в своем психотипе и в системе Афанасьева вообще. Строго по Афанасьеву, Третья Логика и должна сомневаться, это как раз ее естественное состояние – сомневаться в уже полученных ответах.»
                Так это я в типологии Афанасьева так сильно сомневаюсь. А есть и такие концепции, которых я придерживаюсь с убеждённостью, способной сделать честь любому первому Логику Например, в психологии, я не вижу оснований для скепсиса в отношении идей Павла Симонова. Так что тут, мне кажется, примерно как с Фрейдом дело обстоит — определённо не все его критики критиковали его из-за того, что подсознательно испытывали цензурирующее влияние Эдипова комплекса, не желавшего подвергаться осознанию (ведь признание истинности фрейдизма влекло за собой необходимость осознания его в себе, т.к. Фрейд приписывал его всем и каждому), на самом деле многие делали это исключительно из-за того, что просто искренне усматривали в его идеях нестыковки Другой вопрос, что, будь я первым Логиком, я бы, скорее, вынес по-быстрому психософии вердикт «ерунда» и больше бы к ней не возвращался. Не собираясь пытаться «переставить» свою Логику на первое место (иначе придётся возиться с нестыковками версий «паскаль» и «эйнштейн»), отмечу, впрочем, что практически так едва и не произошло. Когда Саша вкратце рассказала мне о психософии (и протипировала меня в «паскаля» — это потом уже она передумала и отнесла к «эйнштейнам»), я подумал, что это всё очень сомнительно и потому не заслуживает особого внимания. Позже, однако, она продемонстрировала значительно лучшее, чем прежде, понимание некоторых людей, которых я понимал хорошо, а она, на мой взгляд, не понимала вовсе. При этом, по её словам, ей помогла разобраться в неблизкой лично ей жизненной позиции именно психософия. Тогда только я решил почитать Афанасьева, а, начав читать, уже не мог оторваться Несколько дней потом ходил, погружённый в себя, и думал, как это всё можно состыковать с уже имеющимися у меня представлениями по теме, пока, наконец, не выделил два критерия типирования, что позволило расставить многое в идеях Афанасьева по полочкам. В конечном итоге, я пришёл к выводу, что идеи Афанасьева, по меньшей мере, частично (и, видимо, в немалой степени) верны. Именно этим обусловлено то, что они так хорошо «работают». Но в то же время у меня накопилось достаточно оснований сомневаться, что верны ВСЕ его предпосылки. Однако, по-хорошему, на этом вотчина теоретиков заканчивается и должны вступить в дело экспериментаторы. И только после них — практическое применение (если, конечно, проверяемая гипотеза выдержит экспериментальную проверку).

                В завершении письма хочу выразить Вам комплимент за Вашу статью о Хайяме. Разница в иерархии потребностей между людьми -несомненно, одно из истинных положений типологии Афанасьева. Вы же, как мне кажется, блестяще выявили её в стихах, которые, согласно Вашей гипотезе, принадлежат самому Омару Хайяму, и в стихах, которые, согласно ей же, скорее всего, принадлежат его подражателю.

                С уважением,
                Борис

                P.S. Я сообразил, как именно физические потребности могут влиять на повышенную заботу о внешности (сразу этот вариант не принял в расчёт, а он, конечно, тоже есть): в виде желания нравиться противоположному полу. Трудно сказать, присутствует ли оно у меня — во всяком случае, если я нахожусь в компании исключительно представителей своего пола, мнительность на этот счёт тоже способна возникнуть. Если в целом перебирать варианты, то возможен ещё вариант в виде заботы о статусе, но, по-моему, это не мой случай. А так вообще в погоне за тем, чтобы «обосновать» свой статус в группе, иные подростки, например, подвергают свою Физику весьма суровым истязаниям (пирсинг и т.п.), что едва ли позволяет считать их заботу об имидже продиктованной именно этой функцией (разве что в качестве самоиспытания третьей Физики, стремящейся выявить свои пределы, которых она не знает, но жаждет установить, наподобие бега Толстого за телегой, описанного и проанализированного Афанасьевым). Так что, как видите, одно и то же внешнее проявление — забота о внешности — может иметь весьма различные потребностные истоки. Для меня всё-таки, насколько я могу судить, главным тут является эстетический фактор — эстетику я люблю и получать, и делиться ею, но испытываю сложности в оценке своих способностей к последнему.

                Martha
                Admin
                none
                  29.8.2018
                  Здравствуйте, Борис!
                  Относительно одежды и внешности — да, Вы правы, в них присутствуют элементы и Эмоции и Воли (статуса). Но Физики всё же больше, считать умение одеваться чистой Эмоцией было бы неправильно.
                  Спасибо за комплимент статье про Хайяма!
                  Martha
                  Admin
                  none
                    1/9/2018
                    Здравствуйте, Рахель!
                    В порядке юмора хочу поделиться с Вами и другими участниками и читателями Вашего форума поэтическим диалогом своего авторства, вдохновлённым отчасти Вашей статьёй о Хайяме и его предполагаемом подражателе (и, соответственно, ими обоими), отчасти высказыванием А. Кроули «Сомневайся во всём. Сомневайся даже в том, что во всём сомневаешься»:

                    Третья Логика:

                    Сомневайся во всём,
                    Как умом ни силён!
                    Усомнись даже в том,
                    Что сомненьем пленён.

                    Вдруг твой сонм аксиом —
                    Только разума сон?
                    Это верный симптом,
                    Что падёт бастион.

                    Ставь вопросы ребром,
                    Жги обманы огнём
                    И, ломая канон,
                    Пробуждайся умом.

                    Вторая Логика:

                    Во всём необходим баланс:
                    Хоть ошибиться может каждый,
                    Перестраховываться дважды
                    Уму негоже всякий раз.

                    Канон и есть твой бастион,
                    Им можешь пользоваться смело,
                    Коль разум действует умело,
                    А не взирает пятый сон.

                    …Наверно, лучше так: «…Коль разум знает своё дело,
                    А не взирает пятый сон.»

                    Хотя, поскольку не могу решить окончательно, как тот осёл между стогами, опубликуйте, пожалуйста, лучше, как было, и это письмо с альтернативным окончанием впридачу

                    Вспомнил ещё один вопрос, по которому тоже хотел написать. Чтобы не дезинформировать читателей данной темы, должен уточнить, что дискуссия Эйнштейна с Бором, как я понял из прочитанной книги, упоминаемой выше, велась в совершенно «первологическом» стиле. Не было (это, как выяснилось, я неправильно истолковал другие, некогда прочитанные по данной теме источники) активной и непрерывно идущей переписки, длившейся все упомянутые десять лет, а были, главным образом, редкие обмены статьями в научных изданиях объёмом в несколько страниц, направленными на опровержение позиций оппонента, и сочинявшиеся с той же целью мысленные эксперименты от Эйнштейна, которые тот заготавливал к очередному конгрессу, а Бор там же, на месте, «выбирался» из расставленной его истолкованию фактов ловушки.

                    С уважением,
                    Борис

                    Martha
                    Admin
                    none
                      25.9.2018

                      Здравствуйте, Рахель!

                      Хочу Вас поблагодарить за то, что Ваши тексты, посвящённые психософии (включая нашу с Вами переписку) позволили мне поглядеть на себя под несколько иным углом зрения, чем прежде.
                      …..
                      Ниже делюсь размышлениями, на которые это меня навело.
                      Когда при осмыслении какой-либо проблемы у меня возникает недоумение из-за того, что концы с концами не сходятся, это может иметь одну из трёх причин:
                      — недостаток «мощности» разума, чтобы свести их друг с другом
                      — неполнота общепринятой картины мира в рассматриваемом аспекте
                      — ошибочность общепринятой картины мира в рассматриваемом аспекте
                      Очевидно, что вероятность первого варианта всегда значительно выше, чем второго (в случае с которым мне всё равно, скорее всего, не хватит ума продвинуться дальше обнаружения проблемы и самостоятельно найти ответ) или третьего (вообще говоря, наименее вероятного из всех – и при этом, как только меня что-то всерьёз озадачивает, именно он обычно начинает видеться мне как приоритетный, что, само по себе, уже многое говорит об уровне моего интеллекта). И, действительно, кажется, можно насчитать уже немало случаев, когда с чужой помощью мои недоумения, за которыми я поспешно начинал предполагать обычно сразу едва ли не третий вариант, были развеяны в рамках привычных представлений. Тем самым, с уверенностью можно заключить, что, скорее всего, за всеми моими «фундаментальными» недоумениями об устройстве мира стоит всего лишь моя личная неспособность качественно обработать имеющиеся в распоряжении данные. Это, с одной стороны, грустно, т.к. предполагает, что, по-видимому, я всё это время «копаю» пустую породу, но, с другой, обнадёживает тем, что снижает шансы на истинность пугающих меня вариантов картины мира до минимума, коим смело можно пренебречь. Во всяком случае, это лишает смысла какие-либо дальнейшие самостоятельные занятия интеллектуальной деятельностью. Надо признать, что мало того, что к этому у меня нет врождённого дара, что обрекает их на ничтожную результативность, так они ещё и побуждают меня вдобавок волноваться всерьёз из-за химер, которые я сам же себе и создаю.

                      Где-то в темах этого форума Вы утешаете обладателей всех третьих функций, в частности, тем, что они в хорошей компании. Для обладателей третьей Логики Вы перечисляете всевозможных знаменитых философов. Лично меня эта компания ничуть не утешает, т.к. я считаю совокупный вклад всех этих скептиков-агностиков в познание мира не особо впечатляющим. Да, может быть, где-то они и предостерегли обладателей высоких Логик от незамеченных ими ошибок, но больше, как мне думается, сами наплодили ошибочных мнений вроде кантовского учения о вещах в себе (разумеется, здесь не место объяснять, почему я уверен, что его учение ошибочно, поэтому ограничусь лишь констатацией своей уверенности в этом). Вообще считаю любые формы агностицизма и скептицизма (не как методологической установки держать под сомнением всё, что не имеет твёрдого и внятного обоснования, а как учения о принципиальной недоказуемости истины) ошибочными и, тем самым, тупиковыми. Так что, по моим представлениям, если я наделён тем же интеллектуальным потенциалом, что и представители этой компании, то лучше мне вообще даже не начинать заниматься наукой

                      Правда, вопрос о своём психотипе я по-прежнему считаю не решённым. Вы не представляете, насколько я склонен пасовать перед жизненными затруднениями, чтобы приписывать мне первую Волю (я и во второй-то сильно сомневаюсь). Знаете, после того, как я прочёл, что Вы Раскольникова, с лёгкой душой отдающего свои последние деньги (я бы и то в такой ситуации хоть что-нибудь себе да оставил), считаете «дюма», не удивлюсь, если и у меня Вы по итогам заподозрите первую Физику 🙂 Впрочем, если Ваша исходная версия представляется Вам по-прежнему обоснованной, не буду настаивать — в конце концов, исходя из вышеприведённых соображений, мне не следует слишком уж сильно доверять своим суждениям. Возможно, меня попросту не хватает на то, чтобы удостовериться в том, что истина — это истина

                      Кстати, о Физике: поразмыслив, я пришёл к выводу, что, да, беспокойство о своей красоте, действительно, может быть и индикатором тревог в области Физики. Мне вспомнилась научно-популярная статья немецкого невролога Манфреда Шпитцера «Обручальное кольцо, паразиты и головной мозг» из научно-популярного сборника «Вся правда о мозге. Популярная неврология», в которой он излагает гипотезы учёных на тему приспособительного смысла таких признаков, как павлиньи хвосты или трели певчих птиц, при помощи которых самцы конкурируют за самок. Не вызывает удивления, когда, к примеру, самка выбирает самого физически сильного самца, ибо физическая сила очевидным образом значима для выживания у многих видов. Но как способствует лучшему выживанию павлиний хвост? Он, скорее, наоборот, ему препятствует, ведь с ним сложнее убегать от хищников. И уж совсем непонятно, как в этом плане помогает певческое умение птиц, т.е. какое преимущество в приспособлении к среде (которое было бы неплохо генетически передать потомкам) даёт самому умелому в пении самцу его дар? Шпитцер приводит на этот счёт следующие соображения. Во-первых, в случае с павлиньими хвостами способность выживать даже с таким затрудняющим жизнь приспособлением свидетельствует об избытке жизненных сил, что, несомненно, ценно в плане выживания. Во-вторых (и это самое существенное в контексте рассматриваемой мной темы), красота павлиньего хвоста, умение выводить красивые трели и т.п., возможно, являются индикаторами общего здоровья организма (отсутствия генетических патологий и/или паразитов). Соответственно, в случае с человеком и его способностью оценивать не только чужую красоту, но и свою обнаружение неэстетичности собственной внешности, возможно, сигнализирует ему (на неосознаваемом уровне) о вероятных проблемах со здоровьем организма и через это вселяет тревоги и опасения.

                      С уважением,
                      Борис

                      Martha
                      Admin
                      none
                        (продолжение письма Бориса от 30.9.2018)
                        «Что касается науки, то ею, по-моему, вообще мало кому стоит заниматься Это довольно скучное занятие, учет множества данных. Третья Логика, вообще, может внести немалый вклад в науку в качестве въедливого критика, в составе коллектива. Но Первой Воле в коллективе обычно тесно. То есть можно, конечно, но ведь мгновенно станет скучно…»
                        Найти бы ещё тот коллектив, который помог бы мне разобраться со всеми моими «почему?», — я с удовольствием в него вписался бы И с данными кропотливо работал бы, хоть это и было бы для меня не то, чтобы скучно, но, по крайней мере, утомительно (я уже говорил, что для меня вообще многое в жизни утомительно, в этом плане четвёртая Физика — не сахар). «Наука» — это, конечно, громко сказано, я далёк от мысли заставлять профессиональных учёных напрягаться и тратить своё время из-за того, что лично мне не хватило ума, чтобы самостоятельно что-то понять (для учёных в этом может и не быть никакой загадки). Пусть даже это будет дилетантский кружок по интересам — я готов взять на себя роль въедливого критика, а не «поставщика» гипотез. Кстати, у меня уже был вполне успешный и комфортный опыт коллективной работы в качестве, в числе прочего, критика, отлавливавшего логические противоречия: создание ролевых игр. Причём главным в творческих группах по их созданию я в подавляющем большинстве случаев не был, и меня это вполне устраивало. Так что нет, мне в коллективе работать не тесно. Но вот создавать коллективы с нуля под свои интересы я не умею, а те, которые уже имеются, не удовлетворяют меня. И тут спасибо Афанасьеву, который окончательно развеял на этот счёт мои бесплодные надежды сработаться.
                        Для сравнения, мой друг, в котором я предполагаю обладателя психотипа ВЭЛФ, является руководителем организации, которую сам некогда создал для себя и под себя в соответствии со своим призванием.

                        «Примите мои аплодисменты за критику скептицизма. То есть без разумной меры скептицизма тоже, конечно, никак – вопрос в том, где эта разумная мера »
                        Именно!
                        «Труднее всего мне ответить на Ваши слова о «пугающих вариантах картины мира». Вы писали раньше о религии, о сомнении в существовании Бога – видимо, это и есть пугающие варианты? или Вы имеете в виду что-то другое? »

                        Это был, вообще говоря, не вопрос, я просто поделился самонаблюдением Да, нечто вроде этого, хотя и не совсем. Тут мне, откровенно говоря, стыдно делиться своими конкретными подозрениями, поэтому, с Вашего позволения, я не буду вдаваться в детали.
                        «Я спросила коллегу со Второй Логикой, что он может сказать о конкурирующих вариантах картины мира, бывает ли у него такое. Он сразу же четко ответил: «Нет, не бывает. Картина мира всегда одна. Она может уточняться или меняться, если я получаю новые данные. Она была правильна для старых данных на предыдущий момент, а при новых данных правильной становится другая. Но, конечно, обычно это не что-то фундаментальное, а какие-то детали. Хотя, если вдруг выяснится что-то фундаментальное и глобальное, к этому я тоже готов».
                        Вероятно, это и есть тот идеал, к которому всем нам следует стремиться… »
                        Вполне согласен с Вашим последним утверждением

                        Напоследок мне бы хотелось сверить с Вами процедуры определения чужого психотипа на примере моего друга, которого я (как и Вы меня) считаю «ахматовой». Если наши выводы разойдутся, и Вы уверенно скажете, что, на Ваш взгляд, этот человек никак не может быть «ахматовой», то это будет неопровержимым доказательством того, что типологию Афанасьева мы с Вами применяем принципиально по-разному, ибо речь идёт о результате типирования, в котором я уверен максимально. Кое-что я уже рассказал о нём выше. Теперь дополню свой рассказ по каждой функции.
                        Первая Воля. Это человек уверенный себе и властный. Умеет и любит руководить людьми. Определённо считает себя «выше» многих общепринятых условностей, один из его жизненных девизов: «я — другое дело». И ему вполне удаётся воплощать этот девиз в своей жизни, причём ни малейших сомнений в возможности того, что это получится, у него нет. Вы, конечно же, можете здесь усомниться, предположив, что он просто успешно скрывает сомнения, но, думаю, за 19 лет знакомства и дружбы я бы заметил это – нет, не скрывает, и вправду, уверен Склонен, на мой взгляд, переоценивать подконтрольность если не внешних обстоятельств (с ними он всё-таки вынужден считаться как факторами, которые могут непреодолимо ограничивать, хотя и здесь диапазон возможностей влияния на них видит более широким, чем я сам и многие другие знакомые мне люди), то внутренних точно. Сравнительно недавно он высказал примерно следующее: «Есть проблемы, а есть проблемы в голове. Столкнувшись с проблемой, необходимо выяснить: проблема это или проблема в голове? И если это проблема в голове, то необходимо понять, почему это не проблема». Правда, в другой раз, когда я напомнил ему это его высказывание, он (на мой взгляд, непоследовательно) признал, что проблемы в голове — тоже проблемы. Терпеть не может терять контроль над собой. Одна из его шуток о себе самом: «Доктор, как контролировать моё желание всё контролировать?».
                        Вторая Эмоция. С выражением эмоций у этого человека всё просто отлично. Он в этом деле гибок, многообразен и выразителен. При необходимости умеет манипулировать эмоциями (вообще с манипуляцией у него всё замечательно). В творческом плане он весьма активен, например, пишет стихи и рисует. При этом, в отличие от меня, не испытывает никаких проблем с самостоятельной оценкой плодов своего творчества.
                        Третья Логика. Ему очень нравится «вкусная» интеллектуальная беседа (как-то раз в качестве краткой характеристики самого себя он использовал словосочетание «маньяк общения»). Порой отстаиваемая им точка зрения прямо противоречит той, которую он не менее упорно провозглашал когда-то раньше (один наш общий знакомый в ходе некоего совместного мероприятия даже добился от него разрешения при беседах с ним использовать диктофон, чтобы при возникновении таких самопротиворечий с его стороны иметь у себя на руках их доказательство). Чрезвычайно любознателен — много читает и слушает всевозможные научно-популярные передачи и лекции. При этом к возможностям мышления, как такового, относится с сомнением и причисляет себя к агностикам.
                        Четвёртая Физика. Работает мой друг хотя и на руководящей должности, однако на весьма скромной зарплате, при этом, по его словам, ему не раз предлагали более прибыльные места работы, но он отвергал их, поскольку они не соответствовали тому, чем он хотел бы заниматься. Физические блага, как таковые, определённо интересуют его в жизни в последнюю очередь. При этом в его мироощущении явственно чувствуется минорный тон, отмечаемый Афанасьевым при описании четвёртой Физики.

                        («Текст сообщения превышает допустимый лимит». Продолжение следует)

                        Martha
                        Admin
                        none
                          30.9.2018
                          Здравствуйте, Рахель!

                          «А вот ключевая Ваша фраза «возможно, меня попросту не хватает на то, чтобы удостовериться в том, что истина — это истина :)» действительно очень важна и произвела на меня большое впечатление. В том числе и потому, что такая формулировка требует большой смелости.»
                          Я вообще, как мне кажется, умею смотреть правде в глаза (другой вопрос, что, разумеется, способен ошибаться и искренне принимать за правду заблуждение). Мне всегда было печально сталкиваться в дискуссиях с подозрением, что точка зрения, которую я занимаю, обусловлена моим пристрастием к ней (или, наоборот, точка зрения, которую я отвергаю, нежеланием её принять). Хотя прекрасно понимаю, что «обязан» таким предубеждением наличием в мире множества людей, которые, действительно, в своих воззрениях подспудно руководствуются своими предпочтениями, а не логикой.
                          В частности, при определении своего психотипа у меня имелись основания (вернее, то, что я искренне считал таковыми) рассматривать применительно к себе вариант с первой Логикой, и именно они, а не желание быть «записанным» в первые Логики, обусловили то обстоятельство, что я всерьёз рассматривал и этот вариант. Как только аргументы в пользу третьей перевесили, я сразу же это признал и констатировал. Меня интересует истина, а не приятные иллюзии (впрочем, я не видел и не вижу, как именно признание меня первым Логиком могло бы помочь мне в удовлетворении каких-либо моих потребностей, включая познавательные, чтобы такая версия была мне наиболее приятна).
                          Что касается аргументов в пользу первой Логики, то они были следующими (привожу их, ибо считаю ценным и полезным продемонстрировать на конкретном примере, как и почему даже искренне стремящийся к истине человек способен заблуждаться при работе с типологией Афанасьева):
                          — Субъективно результат познания для меня однозначно важнее процесса. Чем короче процесс, ведущий к истине, тем лучше. При этом если мы берём «канонического» Афанасьева, никак его не модифицируя, то, по его уверениям, процесс человеку важнее результата не только по второй функции, но и по третьей.
                          «Снятие» данного аргумента может произойти, как мне кажется, лишь путём признания неточности формулировки Афанасьева в отношении результативности/процессионности и предпочтении того или другого в зависимости от положения функции. Насколько я могу судить, именно по такому пути пошли и Вы, сделав акцент не на стремлении к результату или процессу, а на статичности и динамичности. В этом отношении жгучее стремление к результату и невольное «увязание» в процессе на пути к нему (которое может доставлять человеку вовсе даже не удовольствие, а дискомфорт) сразу же перестают противоречить друг другу и оказываются в равной степени применимыми к третьему положению функции.
                          Кстати, я сейчас перечитываю избранные романы Агаты Кристи, что навело меня вот на какое забавное самокритичное сопоставление. Выше в данной теме форума я говорил следующее:

                          «По-моему, определяя, 1-я или 3-я перед нами функция, следует учитывать уровень сложности задач, которые инициируют человека на процесс по ней. К примеру, выше я писал, что утомляюсь от умственного труда. основательно «споткнувшись» на «неудобных» фактах, я «зарылся» во всевозможные источники в надежде, что они помогут мне их объяснить. Те, в которых мысль излагалась связно и чётко, «проглатывал» и усваивал быстро, в тех же, где неясно и путанно, надолго увязал. А догадайтесь с трёх раз, какая из этих двух категорий в оккультной литературе преобладает?»

                          Теперь представим себе Эркюля Пуаро, который говорит: «У меня первая Логика, однако она не позволяет мне определить убийцу, потому что фигуранты дела дают, в основном, путаные, неточные, а порой и вовсе заведомо лживые показания». Не таковы ли, один в один, мои сетования на путаность оккультных источников по «делу о Кундалини», которое я стремился разгадать?
                          — Второй аргумент. Размышляя о порядке своих функций с точки зрения иерархии стоящих за ними потребностей, я выделил две определённо «доминантные» функции, и две определённо «субдоминантные» (в Вашей терминологии, соответственно, травмируемые и не травмируемые). В этом отношении всё получилось в точности так, как и должно было получиться, исходя из предпосылок Афанасьева и моей их трактовки. На доминантные места попали Эмоция (в высшей степени «сумбурная» функция, в которой, как ни в какой другой, от души перемешаны бульдоги с носорогами, полагал я тогда и до сих пор не встретил оснований думать иначе, поэтому больше исходил в её отношении из личной трактовки, чем из «канонической») и Логика. На субдоминантные — соответственно, Физика (в отношении которой проявляют редкостное единодушие всех мои типировщики) и Воля (я не люблю и не умею управлять людьми, предпочитаю добровольное сотрудничество на равных с теми, кто мотивирован на него изнутри, а не снаружи, не чувствую себя «выше» или «ниже» кого-либо и вообще не питаю интереса к иерархическим играм).
                          При этом я, в общем и целом, недоволен работами обеих своих функций, которые счёл делящими первое и третье места. Но если собственную Логику мне вполне удавалось (как я считал до недавнего времени) объективно оценить самостоятельно как в отношении сильных её сторон, так и слабых (во всяком случае, я склонен был доверять самооценке в этой области, и необходимость её пересмотра, которую сумел осознать благодаря Вашим текстам, оказалась для меня неожиданностью), то в оценке того, что я рассматривал как проявления Эмоции (творчество и коммуникация), я остро нуждался и продолжаю нуждаться во взгляде со стороны и без него пребываю в растерянности.
                          — Наконец, на первую Логику указывал и метод исключения. Выше уже говорилось, что наименее самостоятелен я в самооценке по Эмоции (вернее сказать, по тому, что сам трактовал до сих пор как Эмоцию). Кроме того, я терпеть не могу эмоциональную трёпку. Афанасьев считал это верным признаком третьей Эмоции, поэтому мне показалось чрезвычайно важным, что согласно Вашим наблюдениям, первой это тоже свойственно. Мне следовало сразу же отметить это, но, когда я перечислял совпадения и несовпадения своих личных особенностей с описанием первой Эмоции на Вашем сайте, я «по умолчанию» придавал различным её признакам отнюдь не одинаковый «вес», и, в частности, непереносимость эмоционального давления считал значительно более важным моментом, чем, например, красивый почерк, поскольку, раз она возможна, по Вашим наблюдениям, и при первой Эмоции, это мгновенно лишает версию с третьей одного из наиболее весомых аргументов в её пользу. (Это я запоздало отвечаю Игорю, справедливо отметившему несоответствие в том, что не так-то много признаков мне подошло, а я всё-таки счёл их достаточными для того, чтобы рассматривать как основание в пользу первой Эмоции).
                          Наконец, я терпеть не могу, когда меня просят рассказать о своих чувствах. Хоть это и было сказано Сашей о другом человеке, но и ко мне вполне подходит — идеальный вариант выражений любви, к примеру, для меня такой: «Я тебя люблю. Если что-то изменится, скажу»
                          Не знаю, как это всё согласовать с Вашей версией, что у меня вторая Эмоция. Буду признателен, если поможете в этом вопросе разобраться Я всё-таки до сих пор подозреваю «отбитую» первую.

                          «Давайте сделаем следующий шаг: по Афанасьеву, каждого из нас на что-то не хватает, именно поэтому люди и нуждаются друг в друге. Стало быть, Вам стоит жить в окружении людей, которых «хватает» на спокойное вИдение истины, зато сами они неспокойны в мире Эмоций и нуждаются в поддержке с этой стороны.»
                          В отношении самого себя соглашусь: мне с предполагаемыми обладателями второй Логики всегда было общаться хорошо и комфортно, и они мне часто помогают. Но, насколько я могу судить, в моём обществе комфортнее всего, по моим наблюдениям, скорее, людям с третьей Волей. Мне удаётся как-то, сам не знаю, как, умиротворять их внутренние метания. К примеру, был у меня один друг, ярко и «узнаваемо» демонстрировавший все, какие только описывает Афанасьев, проявления третьей Воли (даже в косом взгляде на себя со стороны случайного прохожего или, вернее, в том, что он за этот косой взгляд принимал, он склонен был усматривать попытку себя оскорбить, принизить его, всё это сочеталось с очень «прыгающей» самооценкой в духе «я царь, я раб, я червь, я бог», и т.п.). Он весьма ценил нашу дружбу, и было видно, как даже простой разговор со мной утихомиривал бушевавшие в нём внутренние бури. Но, к сожалению, со временем изрядный дискомфорт в общении с ним начал испытывать я. По-видимому, этому человеку присуща первая Эмоция — во всяком случае, свои эмоции (как правило, негативные) он всегда выражал бурно и сильно, поистине подобно «молоту». Я невероятно уставал от этого, и, в конце концов, испытываемый мной дискомфорт начал изрядно перевешивать всё то удовольствие, которое я получал от общения с этим тонким, умным и талантливым, но, увы, крайне тяжёлым в общении, глубоко несчастным и дисгармонизированным человеком. При этом я долгое время всё же пытался сохранить нашу дружбу и терпел. Причины тому были две: во-первых, я видел, что нужен ему (он и сам мне это не раз говорил), во-вторых, я слишком высоко ценю дружбу, чтобы отказываться от неё добровольно (т.е. это такая ценность, которую я подспудно очень боюсь потерять, поэтому «держусь» за друзей мёртвой хваткой). Тем не менее, в конце концов, наша дружба закончилась.
                          А вот заметных свидетельств «психотерапевтического» воздействия на предполагаемых обладателей третьей Эмоции со своей стороны я привести не могу.

                          (продолжение ниже, письмо пришлось разбить)

                          Martha
                          Admin
                          none
                            Здравствуйте, Борис!

                            Ваше письмо такое впечатляющее, что моего потенциала, пожалуй, не хватит, чтобы достойно на него ответить Проще всего без возражений согласиться с последней частью. И напомнить, что Раскольников, будучи литературным персонажем, не обязан иметь «чистый» психотип, так что спорить о нем излишне. (Вообще мало кто из писателей умеет изображать реальные психотипы, а не «сборную солянку».)

                            А вот ключевая Ваша фраза «возможно, меня попросту не хватает на то, чтобы удостовериться в том, что истина — это истина :)» действительно очень важна и произвела на меня большое впечатление. В том числе и потому, что такая формулировка требует большой смелости.
                            Давайте сделаем следующий шаг: по Афанасьеву, каждого из нас на что-то не хватает, именно поэтому люди и нуждаются друг в друге. Стало быть, Вам стоит жить в окружении людей, которых «хватает» на спокойное вИдение истины, зато сами они неспокойны в мире Эмоций и нуждаются в поддержке с этой стороны.

                            Что касается науки, то ею, по-моему, вообще мало кому стоит заниматься Это довольно скучное занятие, учет множества данных. Третья Логика, вообще, может внести немалый вклад в науку в качестве въедливого критика, в составе коллектива. Но Первой Воле в коллективе обычно тесно. То есть можно, конечно, но ведь мгновенно станет скучно…

                            Примите мои аплодисменты за критику скептицизма. То есть без разумной меры скептицизма тоже, конечно, никак – вопрос в том, где эта разумная мера

                            Труднее всего мне ответить на Ваши слова о «пугающих вариантах картины мира». Вы писали раньше о религии, о сомнении в существовании Бога – видимо, это и есть пугающие варианты? или Вы имеете в виду что-то другое?
                            Если только это, то вспомните заявление одного из отцов церкви: «Верую, ибо это абсурдно»…

                            Я спросила коллегу со Второй Логикой, что он может сказать о конкурирующих вариантах картины мира, бывает ли у него такое. Он сразу же четко ответил: «Нет, не бывает. Картина мира всегда одна. Она может уточняться или меняться, если я получаю новые данные. Она была правильна для старых данных на предыдущий момент, а при новых данных правильной становится другая. Но, конечно, обычно это не что-то фундаментальное, а какие-то детали. Хотя, если вдруг выяснится что-то фундаментальное и глобальное, к этому я тоже готов».
                            Вероятно, это и есть тот идеал, к которому всем нам следует стремиться…

                            Martha
                            Admin
                            none
                              (окончание письма Бориса от 30.9.2018)

                              …Напоследок приведу цитату из его художественного произведения, которое некогда было опубликовано им в сети в общем доступе, но файл с его текстом уже давным-давно (много лет назад) был удалён с файлообменника, поэтому найти его через поисковики не удастся, а шансы на то, что кто-нибудь из читателей данного форума это произведение читал и опознает по цитате автора, ничтожно малы (впрочем, я практически уверен, что мой друг не будет возражать против раскрытия его инкогнито, и даже планирую попросить его об этом, а заодно и о критическом отзыве на приведённое выше описание). В данной цитате выражено, правда, не его собственное мнение, а мнение персонажа книги, но, насколько я знаю автора, мне кажется, он с этим мнением во многом солидарен (если нет, он поправит меня, и в следующем письме я напишу об этом). Думаю, данный отрывок предоставит дополнительный ценный материал для определения его психотипа:
                              «Человек не от мира сего вызывает у обывателя инстинктивную неприязнь. Трудно сказать, чем это вызвано, но обыватель стремится изничтожить мечтателя, словно он – долгоносик, пожирающий его личные яблоки в его личном яблоневом саду. Обыватель – человек положительный и правильный. Он не верит рекламе, но покупает только то, что рекламируется. Он смеется над глупыми словами современных песенок, но слушает только то, что входит в хит-парады. Он ратует за образование, но после окончания колледжа не читает ничего, кроме газет. Он говорит о коррупции в правительстве, но послушно голосует на выборах за наиболее коррумпированного кандидата (тот пообещал новый торговый центр в нашем районе). Обыватель – ярый поборник марали и нравственности, вечерами напивающийся в барах, избивающий жену, снимающий проституток и заводящий тайные романы. Все его грешки – респектабельны, все его недостатки прикрыты рекламными плакатами, все его добродетели выставлены на показ. Он подражает кумирам из кино, он интересуется светской хроникой и соседскими скандалами. Он тот, кто платит налоги, а поэтому он твердо знает свои права и чужие обязанности. Обыватель агрессивен, ибо он должен защищать себя, свою семью и свою страну от всего чуждого и вредного. Он бьет неформалов, презирает космополитов и уважает военных, ибо он — патриот. Обыватель рассматривает вселенную как гигантский супермаркет, пока не все по карману, но все предназначено для него и для его блага. Обыватель не верит в стихийные бедствия и экологию, презирает поэзию, пожимает плечами, услышав рассказ про мировые проблемы. Обыватель стремится доказать всем, что он не хуже других. И основным доказательством этого является то, что другие – хуже его.»

                              Вот такой человек. Согласны ли Вы со мной, что он «ахматова» или, по крайней мере, допускаете ли эту версию? Если нет, то почему?
                              С уважением,
                              Борис

                              Martha
                              Admin
                              none
                                Второе письмо Бориса от 30.9.2018:

                                Разрешение получено:
                                «Да, можешь рассекречивать, называть имя, и пол, и чем занимаюсь :)»
                                О моём описании:
                                «наверное, все так, но несколько односторонне»
                                «Кстати, вот тут ты очень не прав: «Физические блага, как таковые, определённо интересуют его в жизни в последнюю очередь.»
                                Просто я всю жизнь жила в бедности и умею радоваться малому.
                                А что касается более оплачиваемой работы, то она еще и более трудная, а я — ленивая »

                                Итак, речь идёт о руководительнице клуба ролевых игр «Эребор» Юлии Ледяковой. Она активно ведёт ЖЖ, поэтому в качестве дополнительного источника данных о ней приведу на него ссылку: https://ju-undin.livejournal.com/

                                Третье письмо Бориса от 30.9.2018:

                                1. Прошу прощения за такое длинное письмо. Кажется, я побил все рекорды. Обещаю этим пока ограничиться, и даже если возникнет необходимость в уточнениях, дождаться для начала Вашего ответа.

                                2. По одному пункту всё же сразу внесу уточнение, поскольку слишком уж неудачно его сформулировал.

                                «Но, насколько я могу судить, в моём обществе комфортнее всего, по моим наблюдениям, скорее, людям с третьей Волей.»

                                На самом деле я имел в виду, что только в отношении таких людей мне доводилось замечать, что я помогаю им по третьей функции (хотя и далеко не всегда — строго говоря, вполне поручиться могу лишь за описанный конкретный случай). Что же касается комфорта, то, насколько я могу судить, комфортно со мной взаимодействуют отнюдь не только люди с третьей Волей. Кстати, есть такая интересная особенность: среди моих друзей немало тех, кто взаимно друг друга недолюбливает, я же без проблем дружу и комфортно общаюсь (вроде как взаимно комфортно) с ними всеми, несмотря на обоюдные их антипатии.

                                Письмо Бориса от 2.10.2018

                                Здравствуйте, Рахель!
                                Примите мою благодарность за книгу! Я её сегодня получил. Сразу же, с ходу, прочёл в ней то, что создавало для меня особую интригу (про психотип самого Афанасьева), но комментарии пока придержу при себе, будучи верен обещанию приостановить диалог до Вашего ответа (по-хорошему мне и благодарность бы свою до него придержать, но не стерпел — и это, по Вашему, могучая первая Воля? 🙂 ). В отношении своего последнего письма у меня тоже появилось одно существенное уточнение — я отловил себя на незамеченном изначально самопротиворечии насчёт Эмоции, обдумал его и уже оформил свою мысль в черновой текст (постаравшись быть как можно более кратким), но — обещание!
                                С уважением,
                                Борис

                                Martha
                                Admin
                                none
                                  6.10.2018
                                  Здравствуйте, Борис!
                                  Я вынуждена извиниться перед Вами: меня не хватает на переписку такой
                                  интенсивности. По себе знаю, как важно после ознакомления с системой Афанасьева
                                  иметь компетентных собеседников, и хотела бы продолжать, но у меня не
                                  получается, к сожалению. По крайней мере на этом этапе. Примите, пожалуйста,
                                  мои извинения.
                                  С благодарностью, Р.Т.
                                Просмотр 14 ответов — с 31 по 44 (всего 44)
                                • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.